Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» было организовано путём объединения муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Логопедический центр и социально-психологической службы, психолого-медико-педагогической комиссии Управления образования мэрии г. Ульяновска на основании приказа Управления образования мэрии города Ульяновска от 21 января 2008 года № 24-у.
В 2008 году приказом Управления образования мэрии города Ульяновска от 27 октября 2008 г. № 1540 муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи логопедический центр было переименовано в муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» (государственный регистрационный номер 2087325104788 от 02 октября 2008 года ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска).
На основании постановления администрации города Ульяновска от 15.12.2011г. № 07 и приказа Управления образования администрации г. Ульяновска от 26.01.2012 № 623 муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» (государственный регистрационный номер 2117325130679 от 27 декабря 2011 года ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска).
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» переименовано на основании постановления администрации города Ульяновска от 11.04.2017 № 897 «О переименовании муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центра психолого-медико-социального сопровождения «Росток»» в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» (далее – Учреждение) является правопреемником муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения «Росток».
Контингент, получающих помощь в МБОУ Центр «Росток»: обучающиеся, родители (законные представители), педагоги, в соответствии с муниципальным заданием, за последние годы составляет в среднем 7000 человек.
Обучающиеся МБОУ Центр «Росток» по окончании обучения по дополнительным образовательным программам имеют устойчивую положительную динамику в речевом, интеллектуально-познавательном, эмоционально-личностном развитии. Население города Ульяновска удовлетворено получаемой консультационной помощью от логопедов, педагогов-психологов, специалистов психолого-медико-педагогической комиссии.
МБОУ Центр «Росток» имеет три структурных подразделения: СПП – служба практической психологии, ДФ – дефектологическая служба, ТПМПК – территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, каждое из которых реализует специфические функции, цели и задачи, способствующие оказанию комплексной психолого-медико-педагогической помощи населению и оказание методической помощи педагогам-психологам и учителям – логопедам образовательных организаций города Ульяновска.
Цель работы службы практической психологии:
создание психолого-педагогических условий в образовательных учреждениях г. Ульяновска, обеспечивающих психологическое благополучие обучающихся и воспитанников, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах, а также оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образования.
Основные задачи СПП:
1. Координация работы педагогов-психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) всех видов и педагогов-психологов муниципальных образовательных учреждений (МОУ): школ, гимназий, лицеев, центров детского творчества, находящихся в ведении Управления образования мэрии г. Ульяновска по применению практической психологии в образовательных учреждениях и оказание им организационной и научно-методической помощи;
2. Сохранение и укрепление психологического здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию и способности к саморазвитию обучающихся, воспитанников;
3. Обеспечение психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе;
4. Оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся, воспитанников ОУ г Ульяновска;
5. Обеспечение содержательной доступности образовательных, воспитательных и развивающих программ и технологий и их психолого-педагогического соответствия возрастным, личностным и интеллектуальным особенностям и возможностям обучающихся и воспитанников;
6. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе Управления образования мэрии г. Ульяновска или отдельных образовательных учреждений;
7. Разработка и обоснование психодиагностических и психокоррекционных способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования;
8. Организация и проведение социально-психологического мониторинга с целью осуществления систематического анализа воздействия учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении на психологическое здоровье, качество обучения и личностные изменения обучающихся;
9. Консультирование всех субъектов образовательного процесса и населения г. Ульяновска;
10. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении;
11. Изучение, распространение и внедрение в практику работы педагогов-психологов образовательных учреждений новейших достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
12 Методическая помощь в аттестации педагогов-психологов ОУ г. Ульяновска.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ:
- Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды;
- Социально-психологический мониторинг – система информационного сопровождения образовательного и воспитательного процессов в ОУ;
- Социально-психологическая экспертиза – это оценка соответствия психолого-педагогических условий образовательных учреждений, образовательных маршрутов поставленным развивающим задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников;
- Социально-психологическое проектирование – это разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса – система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях;
- Психологическое просвещение – система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников психологической компетентности;
- Психологическая профилактика – мероприятия, направленные на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций и программ обучающимся;
- Психологическая диагностика – систематическое психологическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения в соответствии со спецификой образовательного учреждения;
- Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся, воспитанников;
- Психологическое консультирование – оказание помощи участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей);
- Профессиональная ориентация – психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора вида занятости, обучающихся с учётом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Организация работы службы практической психологии
СПП является структурным подразделением муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток».
Педагог-психолог работает в режиме 5-ти дневной недели, осуществляя координацию работы педагогов-психологов образовательных учреждений, проведение областных и городских методических объединений, семинаров, научно-практических конференций, родительских всеобучей, заседаний «Школы молодого психолога», заседаний творческих групп педагогов-психологов, круглых столов по вопросам психологического обеспечения образования; индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками и учащимися; экспертную, консультативную работу с родителями (законными представителями); участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних при администрациях районов г. Ульяновска; сопровождение несовершеннолетних детей при оперативно-следственных и судебных мероприятиях. В своей деятельности педагоги-психологи ОУ города Ульяновска руководствуются этическим кодексом в системе образования.
Цель работы психолого-медико-педагогической комиссии:
организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования.
Задачи ТПМПК:
- Своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии от 0 до 18 лет:
- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;
- определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;
- подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
- Консультирование детей и подростков, обратившихся в ТПМПК:
- Консультирование родителей (законных представителей),
- Консультирование педагогических, медицинских и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении по вопросам, находящимся в компетенции ТПМПК.
- Методическое сопровождение на муниципальном уровне — ПМП консилиумов образовательных учреждений;
- Координация взаимодействия специалистов ТПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных учреждений, родителями (законными представителями) для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий.
- Осуществление контроля исполнения рекомендаций ТПМПК и мониторинг динамики развития детей, прошедших обследования в условиях ТПМПК.
- Анализ собственной деятельности ТПМПК и деятельности ПМПк образовательных учреждений на муниципальном уровне (по запросу Управления /Департамента образования г. Ульяновска/Ульяновской области);
- Формирование банка данных о детях и подростках с нарушениями в развитии.
- Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной и правовой культуры населения.
Обследование детей подростков в ТПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или при их согласии, а так же по инициативе учреждений и органов управления образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Дефектологическая служба (ДФ) МБОУ Центр «Росток» является структурным подразделением психолого-медико-социального сопровождения наряду с психолого-медико-педагогической комиссией и службой практической психологии.
Цель работы ДФ МБОУ Центр «Росток»:
максимальная компенсация нарушений развития ребёнка и его успешная адаптация в социуме.
В связи с этим решаются следующие задачи:
1. Осуществление ранней диагностики речевых нарушений различной этиологии у дошкольников.
2. Предупреждение и коррекция речевых и психологических нарушений у дошкольников.
3. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей школьного возраста и создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей ребёнка.
4. Просветительская и консультативная деятельность.
5. Методическая помощь специалистам города (семинары, открытые занятия, выступления на педагогических советах ОУ).
6. Обеспечение преемственности дошкольной и школьной логопедической и психологической помощи.
7. Сотрудничество со специалистами смежных областей с целью комплексной коррекции речевых и психологических нарушений у детей.