Открыть меню

ГУ МЧС России по Ульяновской области

История Главного управления МЧС России по Ульяновской области

С образованием Ульяновской области, в январе 1943 года, был создан орган местной противовоздушной обороны. Приказом НКВД СССР № 481 от 15 марта 1943 года вводится должность старшего инспектора МПВО управления НКВД области.

Первым старшим инспектором МПВО управления НКВД Ульяновской области 15 мая 1943 года был назначен капитан Надточеев Валерий Тимофеевич, переведенный с аналогичной должности из Куйбышевской области.

Руководство всей системой МПВО Ульяновской области осуществлял начальник Управления НКВД области. Несмотря на то, что регион в это время был глубоким тылом, только в г. Ульяновске было построено 1897 укрытий, рассчитанных на 29 тыс. чел. (20% населения). Были созданы заглубленные командные пункты (КП) города, районов, некоторых объектов. За период Великой Отечественной войны из местного населения для МПВО были подготовлены 189303 человека, 554 медсестры, 1225 сандружинниц, 264 донора, создано 160 первичных организаций РОКК. Члены формирований МПВО помогали вылавливать вражеских парашютистов-диверсантов, охраняли объекты народного хозяйства и стратегические грузы.

После войны, в соответствии с приказом НКВД СССР № 0065 от 08.02.1945, Штаб МПВО Ульяновской области сокращается, его замещает служба МПВО области. Однако подготовка населения к защите от нападения с воздуха не прекратилась, она переместилась в кружки ПВХО, где люди обучались защищаться от фугасных и осколочных бомб, оказывать первую помощь.
С 1 мая 1939 года по 30 апреля 1953 года старшим инженером-инспектором МПВО управления МВД Ульяновской области являлся капитан Акимов Константин Иванович. Его сменил майор Зорин Виктор Михайлович, находившийся в должности старшего инженера-инспектора службы МПВО до 5 августа 1955 года.

В 50-х годах, в связи с обострением международной обстановки и растущей агрессией США против СССР, в 1955 году Совет Министров СССР издает постановление «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия». В Ульяновской области служба МПВО вновь замещается на областной Штаб МПВО. Первым начальником Штаба МПВО Ульяновской области 12 сентября 1955 года был назначен подполковник Устимов Александр Васильевич. Штаб МПВО находился при Исполкоме областного Совета депутатов трудящихся.

В 1957 году обучению граждан по линии МВО уделяется еще большее внимание. В него включаются вопросы защиты не только от атомного, но и химического и бактериологического оружия. В том же году в г. Ульяновске создаются городские службы местной противовоздушной обороны: оповещения и связи, светомаскировки, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, санитарной обработки людей, территорий и сооружений, ветеринарная служба, служба транспорта, торговли и питания.

В апреле 1958 года Ульяновский облисполком утвердил «Положение о штабе местной противовоздушной обороны области», в связи с чем были введены должности старшего офицера, офицера по инженерным вопросам и офицера-химика.

В начале 60-х годов, в связи с нарастающей угрозой ядерного нападения США на СССР, возникла необходимость в преобразовании МПВО в систему гражданской обороны – систему общегосударственных мероприятий в мирное и военное время для защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения и проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ.

13 июля 1961 года ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято постановление «О гражданской обороне», и в том же месяце Штаб МПВО Ульяновской области был переименован в Штаб ГО Ульяновской области. В марте 1963 года происходит объединение Штабов ГО города и области. Создаются эвакокомиссии области и сельских районов. В 1964 году в Ульяновской области открываются первые курсы ГО для командно-начальствующего состава как служб ГО, так и формирований городов, районов, объектов народного хозяйства.

В 1972 году, в связи с массовыми лесными и торфяными пожарами, в их ликвидации наряду с противопожарными формированиями участвовали силы ГО области.

В сентябре 1976 года начальником Штаба ГО области был назначен полковник Герасимов Вадим Васильевич, который находился в должности до сентября 1986 года.

В июне 1983 года личный состав Штаба ГО области и формирования гражданской обороны участвовали в ликвидации последствий аварии теплохода «Александр Суворов». Погибли около полутысячи человек.

В сентябре 1986 года начальником Штаба ГО Ульяновской области был назначен полковник Лемесев Александр Степанович. Он находился в должности до октября 1990 г.

В 80-е годы развитие гражданской обороны области шло под контролем ГО РСФСР и СССР и было направлено на совершенствование практического опыта по защите населения в различных ситуациях мирного и военного времени. 

17 июля Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Постановлением от 27 декабря Совет Министров РСФСР образовал Российский корпус спасателей. Эта дата принята за начальную точку отсчета Чрезвычайной службы России. В Ульяновске вновь создается Штаб ГО.

В ноябре 1990 г. на должность начальника Штаба ГО Ульяновской области был назначен полковник Меньшиков Александр Иванович. Он руководил силами ГО и ЧС области до июня 2001 года.

15 декабря Совет министров СССР принимает постановление «О государственной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях», в соответствии с которым, в Ульяновской области при Совете народных депутатов создаются комиссии по Чрезвычайным ситуациям (КЧС). КЧС призваны руководить силами ГО, профессиональными спасательными и аварийно-восстановительными силами, противопожарными формированиями МВД, профессиональными медицинскими бригадами и другими силами, привлекаемыми для ликвидации последствий ЧС.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. «О гражданской обороне», 23 июля 1993 года Штаб ГО был преобразован в Штаб по делам ГО и ЧС по Ульяновской области.

31 июля 1997 г. Штаб по делам ГО и ЧС преобразован в Главное Управление по Делам ГО и ЧС Ульяновской области, Штабы гг.. Ульяновска и Димитровграда – в Управления ГО и ЧС, штабы ГО и ЧС г. Барыша, районов Ульяновска, сельских районов – в отделы ГО и ЧС.

В декабре 1998 г. постановлением мэра г. Ульяновска был образован аварийно-спасательный отряд численностью 14 человек и первоначально состоял из 4-х дежурных экипажей. Уже через месяц аварийно-спасательный отряд профессионально работал по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказывал помощь жителям города. Уже через полгода после своего создания команда ПСО приняла участие в региональных соревнованиях Приволжско-Уральского регионального центра. 

Постановлением мэра №3599 от 08.12.1999 г. аварийно-спасательный отряд преобразован в поисково-спасательную службу г. Ульяновска, которая стала состоять из двух поисково-спасательных отрядов ПСС, была укомплектована необходимым оборудованием, снаряжением и профессионально подготовленными спасателями.

31 мая постановлением Главы администрации области №72 в составе ГУ по делам ГО и ЧС создается поисково-спасательная служба Ульяновской области.

19 июня начальником ГУ по делам ГО и ЧС Ульяновской области назначен полковник Игорь Александрович Малый. Находился в должности по март 2005 года.

Указом Президента Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2001 г. «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 1 января 2002 года в числе первых субъектов Федерации в состав ГУ по делам ГО и ЧС Ульяновской области передаются подразделения Управления государственной противопожарной службы области. Объединение двух мощных структур, безусловно, пошло на благо не только страны в целом, но и каждого конкретного жителя. Намного выше стала мобильность и подвижность пожарных частей.

В мае в Ульяновской области, согласно приказу МЧС РФ № 553 от 02.12.2002 г. «О создании в 2003-2004 годах на территории субъектов Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб (единых служб спасения) на базе телефонного номера «01» и Приказу МЧС РФ № 428 от 10.09.2002 г. «Концепция развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах РФ», была создана ЕДДС «01» по Ульяновской области. По нему можно звонить в случае возникновения чрезвычайной ситуации, при происшествиях, связанных с угрозой жизни и здоровью людей.

Постановлением №150 главы администрации Ульяновской области от 08.12.2003 г. в Ульяновске был создан областной Пожарно-спасательный Центр. В его состав вошли подвижный пункт управления главы администрации области, поисково-спасательная служба области, группа тяжелой техники ГПС. Таким образом, ПСЦ объединил в себе силы и технические возможности противопожарной и спасательной служб. Его главное достоинство – разнообразная спецтехника, предназначенная для спасения населения в любых чрезвычайных ситуациях.

Согласно приказу МЧС №487 от 26.10.2004 г. «О мероприятиях по созданию территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации», ГУ по делам ГО и ЧС Ульяновской области было переименовано в ГУ МЧС России по Ульяновской области.

А приказом МЧС РФ № 456 от 23.12.2004 г. «Об организации штатных изменений в подразделениях» в штате ГУ МЧС по Ульяновской области был создан ЦУС ФПС, и выделена и переведена на бюджет субъекта «Служба по обеспечению выполнения задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и пожарной безопасности Ульяновской области». Кроме того, Управления гг. Ульяновска, Димитровграда и сельских районов переведены на бюджет муниципальных образований.

С 16.02.2005 г. к исполнению обязанностей начальника ГУ МЧС России по Ульяновской области приступил полковник Игорь Викторович Кисилев.

Согласно Приказу МЧС России № 29 от 26.01.2005 «О создании территориальных органов Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации», в июне в ГУ МЧС России по Ульяновской области появляется структура ГИМС.

Совместными усилиями областной власти и служб МЧС в 2006 году удалось усовершенствовать нормативно-правовую базу по предупреждению чрезвычайных ситуаций, начать серьезную работу с муниципальными образованиями в плане обеспечения в населенных пунктах пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. Проделанная работа позволила в 2006 году сохранить стабильную обстановку в регионе.
Областная детская газета «Антошка» получила награду от министра МЧС РФ Сергея Шойгу. По итогам второго Всероссийского конкурса «МЧС: Степень риска-2006» детская газета «Антошка», издаваемая при поддержке Правительства Ульяновской области, признана победителем этого престижного журналистского состязания в номинации «Школа безопасности».

1 января 2009 г. создан и приступил к выполнению своих функций Приволжский региональный центр МЧС России.

В соответствии с приказом Министерства РФ №289 по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 13 мая 2009 года, в результате реорганизации ГУ «ЦУС ФПС по Ульяновской области» создано ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области». ЦУКС представляет собой единый многоуровневый управляющий комплекс нового поколения. Он решает задачи координации, оперативного управления, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

26 декабря открыто новое пожарное депо – форпост безопасности города Ульяновска. Новое здание отвечает всем требованиям спасательных служб. Здесь разместилась 1-ПЧ по охране Ленинского района Ульяновска, аппарат Главного управления МЧС России по Ульяновской области, областной Центр управления в кризисных ситуациях. Безусловно, с усовершенствованием материально-технической базы возросли скорость и качество проведения спасательных работ, а это, в конечном итоге – спасённые жизни, сохранённое имущество наших граждан.


МЧС России – это более 300 тысяч человек личного состава, это суперсовременная техника и оборудование, которые делают нашу структуру эффективной, мощной, способной противостоять любым угрозам природного и техногенного характера, реально помочь людям.

Кадетское движение. 1 сентября 2010 в Ульяновске на базе школы №7 открыты профильные кадетские классы с компонентом МЧС, в которых обучение с 1-го по 11-й классы проходит по программе «Кадеты МЧС «Во славу Отечества». Дети обучаются оказанию первой медицинской помощи, военной и строевой подготовкам, создан кадетский хор. В рамках проведения ежедневного спортивного часа кадеты МЧС занимаются в различных по выбору секциях (рукопашный бой, баскетбол, футбол, гимнастика и др.).

Накануне 20-летия МЧС России кадеты побывали на экскурсиях в пожарных частях г. Ульяновска, на манеже, где пожарные занимаются пожарно-прикладным спортом, посетили учебный пункт. Психологи главка провели с учениками занятия-тренинги. Кадеты раскрыли творческие способности в конкурсе детского рисунка, приуроченного к юбилейной дате чрезвычайного ведомства, состязались в быстроте и ловкости на соревнованиях по пожарно-спасательному спорту. Кроме того, воспитанники кадетской школы участвовали в торжественных мероприятиях, посвящённых юбилею.

22 декабря 2011 г. в Ульяновске состоялось торжественное вручение знамени Главному управлению МЧС России по Ульяновской области. Церемония прошла в областном Правительстве. Личный состав в парадной форме приветствовал знамя под гимн Российской Федерации.

2015 год – 25-летие МЧС России.

В год празднования 25-летия МЧС России по всей стране работали  экспозиции, рассказывающие об истории становления и сегодняшнем дне спасательной службы страны. Подобные фотовыставки каждый день доносят новым зрителям свою главную цель, что гордость МЧС России – люди, беззаветно преданные своему делу, готовые рисковать жизнью ради спасения других. Сотрудниками Главного управления МЧС России по Ульяновской области изготовлена передвижная фотовыставка под названием «Мы первыми приходим на помощь и служим людям». Она рассказывает о работе спасателей, пожарных, главных достижениях ведомства, основных итогах работы и перспективах развития – всего представлены более 80 фотографий за 25 лет существования структуры.

ФОТОВЫСТАВКА

Накануне юбилейной даты для сотрудников Главного управления МЧС России по Ульяновской области и его структурных подразделений был организован праздничный концерт, посвященный Дню Спасателя и 25-ой годовщине образования. Почетными гостями мероприятия стали не только ветераны службы, но и представители законодательной и исполнительной власти, руководители силовых структур и общественных организаций области.

Глава региона Сергей Морозов поздравил собравшихся с профессиональным праздником и выразил огромную благодарность за  службу: «Преодолевая опасность и рискуя собой, вы спасаете самое дорогое, что есть на земле – человеческую жизнь. Мужество, героизм, самоотверженность, благородство – вот те качества, которые присущи каждому сотруднику. Четкие, грамотные действия ульяновских спасателей заслуживают самых высоких оценок и добрых слов. Мы благодарны вам за сочувствие, способность воспринимать чужую боль, как собственную. Примите искренние пожелания крепкого здоровья, семейного счастья, благополучия, успехов в службе во имя мира и спокойствия жителей Ульяновской области!».

За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу лучшим сотрудникам регионального МЧС вручены государственные награды и очередные специальные звания.

Цели и задачи Главного управления МЧС России по Ульяновской области

Приказом МЧС РФ от 6 августа 2004 года № 372 было утверждено «Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (далее – Положение), а также перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по 89-ти субъектам Российской Федерации.

В их числе – Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее – Главное Управление). Начальник Главного Управления МЧС России по Ульяновской области – полковник Игорь Кисилев.

Главная задача по подготовке органов управления, сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) – совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС) для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.

Основные задачи:

· в области гражданской обороны:

-совершенствование нормативной правовой базы в области гражданской обороны с учетом современных требований и механизма их реализации, направленных на формирование нового облика гражданской обороны и, в первую очередь, в субъектах Российской Федерации;
– развитие высокоэффективной системы управления гражданской обороны, повышение уровня готовности органов управления гражданской обороны;
– создание и дальнейшее совершенствование сил гражданской обороны, повышение их готовности, мобильности и оснащенности современными – техническими средствами и технологиями ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее –АСДНР), в том числе средствами малой механизации;
– совершенствование организации учета, содержания и использования средств защиты населения и объектов ГО, а также подготовки мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;
– активизация работы по созданию в целях ГО запасов (резервов) материально-технических и иных средств;
– выполнение мероприятий по повышению готовности систем централизованного оповещения населения;

· в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

– повышение эффективности деятельности координационных органов;
– совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сопряжение и развитие обеспечивающих их работу информационно-управляющих систем;
– обеспечение готовности органов управления, сил и средств РСЧС к реагированию на ЧС, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения;
– создание, содержание в соответствии с установленными требованиями, эффективное использование и восполнение резервов (запасов) финансовых, материальных ресурсов, достаточных для ликвидации ЧС;
– создание и поддержание необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию;

· в области обеспечения пожарной безопасности:

– осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, повышение эффективности работы органов государственного пожарного надзора, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения;

· в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

– реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок;
– повышение эффективности контроля за обеспечением безопасности людей на поднадзорных водных объектах;
– повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и несчастных случаев с людьми на водных объектах.

Абитуриентам: о наборе кандидатов на обучение в образовательные организации МЧС России в 2019 году

Обучение осуществляется на бюджетной основе (с полным государственным обеспечением). К вступительным экзаменам допускаются лица, имеющие полное среднее, среднее профессиональное образование, годные по состоянию здоровья, а также по своим личным и деловым качествам к прохождению службы.

Обучение проводится преимущественно по направлениям подготовки «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность». Выпускникам образовательных учреждений МЧС России присваивается специальное звание «лейтенант внутренней службы» и предоставляется должность среднего начальствующего состава в подразделениях Главного управления МЧС России по Ульяновской области. Имеется возможность предоставления служебного жилья по нормам положенности.

Зачисление на обучение производится на конкурсной основе преимущественно по итогам сдачи ЕГЭ (Русский язык, Математика (профильная) и Физика) по месту жительства (учебы). Непосредственно в учебном заведении МЧС России проводятся дополнительные вступительные испытания.

ВУЗы МЧС России располагаются:

– Академия ГПС МЧС России, г. Москва;

– Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург;

– Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново;

– Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург.

История пожарной охраны в Симбирске-Ульяновске

Россия к октябрю 1917 года представляла собой страну, в которой господствовали классовая вражда, разруха, развал экономики. Это был итог последних войн и политической борьбы. Предприятия практически перестали выпускать продукцию. Социальное обнищание общества привело к росту преступности и другим негативным последствиям, в том числе и к росту пожаров.

Обстановка с пожарами была очень сложной. Огненная стихия охватывала города и селения, а пожарные команды и дружины не в силах были противостоять этому бедствию.

Не хватало пожарного оборудования: насосов, пожарных рукавов, но главное, что снизило боеспособность пожарных подразделений – это классовая борьба, которая не обошла «вниманием» и личный состав. Существенно сократилась командная часть. На смену старым специалистам приходили молодые кадры, которые были неопытны и мало обучены. Они не имели опыта борьбы с пожарами.

Сложилось тяжёлое положение с материальным обеспечением пожарных подразделений: не хватало фуража, пожарного оборудования, были постоянные задержки заработной платы.

Всё это заставило членов Совета ВПО подготовить законодательные предложения по организации пожарного дела в России.

На места, в том числе и в Симбирск, была отправлена телеграмма Председателя ВСНХ Рыкова: «…Впредь до особых распоряжений предлагается всем Совдепам и комиссариатам, ведающим пожарной охраной на местах и содержащим пожарные организации, ни в коем случае не прекращать содержание таковых и принимать все меры для улучшения пожарного дела в республике».

17 апреля 1918 года был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём».

Основные положения декрета сводились к следующему: пожарное дело должно находиться под единым государственным руководством, не раздробляться по ведомствам, финансироваться государством, главным образом из средств государственного страхования. Пожарное дело должно базироваться на современной технической базе. Важное место должна занимать профилактическая работа.

Эти направления стали основными в последующем развитии советской пожарной охраны.

В соответствии с докладом учреждался Пожарный Совет Комиссариата по делам страхования и борьбы с огнём, который возглавил М.Т.Елизаров.

Самые первые решения Пожарного Совета относились к совершенствованию пожарной службы и созданию системы строгого контроля над выполнением противопожарных требований.

В связи с этим в октябре 1918 года в Симбирске было получено Циркулярное письмо для областных, губернских, уездных, городских исполкомов. В нем раскрывается Положение о местных органах противопожарного надзора, согласно которому « …при исполкомах областных, губернских и уездных съездов Советов, а в городах с населением свыше 10 тыс. человек должны быть образованы местные пожарные комитеты, в порядке и в сроке, установленные Главным Комиссаром».

Самостоятельно Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнём просуществовал недолго: СНК 1 декабря 1918 года издал декрет « Об организации страхового дела в Российской Республике».

Был создан пожарно-страховой отдел ВСНХ.

Руководство ПСО, в составе которого находились в основном страховые деятели, не всегда правильно понимало роль пожарной охраны в жизнедеятельности государства и их действия не способствовали её развитию и совершенствованию.

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению пожарной безопасности в городах и сёлах в Центральные органы поступали сведения о разрушении пожарной охраны. Растаскивалось имущество команд. Люди и техника использовались в личных целях. Никто всерьёз не занимался комплектацией команд.

О состоянии Симбирской пожарной охраны этого периода говорится в телеграмме, посланной из Губсовнархоза в Губисполком в июле 1919 года: «…В результате обследования уездов в противопожарном отношении выявлено, что в большинстве селений губернии пожарные обозы находятся в запущенном и неисправном состоянии. Нет ходов для бочек, нет пожарных инструментов, нет лестниц, вёдер, багров, чанов и т.д.”

Такое состояние пожарных обозов грозило опасными последствиями, поэтому встаёт вопрос о привлечении населения к выполнению обязанностей по тушению пожаров.

Понимая сложность обстановки Губернский исполнительный комитет принимает меры по устранению недостатков. Предлагается установить обязательные дежурства стойщиков и лошадей, привести в надлежащий порядок все противопожарные средства. Все пожарные обозы, самовольно взятые с фабрик и заводов, должны быть немедленно возвращены.

Одной из причин снижения боеспособности пожарных подразделений в стране явилось отстранение от работы специалистов пожарного дела – брандмайоров и брандмейстеров. Им было отказано в доверии по политическим мотивам. На смену им приходили молодые работники, не имевшие опыта борьбы с пожарами и работы с пожарным инвентарём.

С 1917 по 1920 год старшим брандмейстером Симбирской Городской пожарной команды был Дерлих Рудольф Васильевич. С апреля 1920 года на эту должность назначен Вихирев Петр Александрович. Это были люди с большим опытом работы, прослужившие в пожарной охране долгие годы.

Вихирев П.А. находился на службе с 1898 года. Поэтому можно сказать, что отстранение от должности специалистов в нашей губернии не произошло.

Из доклада П.А.Вихирева «О деятельности Симбирской Городской пожарной команды» за 1920 год можно судить о состоянии пожарного дела в городе Симбирске.

Остро ощущался недостаток рабочих рук: по штату полагалось 166 человек: а принято было всего 70. Числилось 48 лошадей, но почти половина из них были не годны к несению пожарной службы. Конно-бочечные ходы, как летние, так и зимние пришли в негодность. Пожарных ручных насосов не хватает. Треть из них непригодна для работы.

В докладе указывается на ужасное состояние жилых помещений для пожарных: «При 1 и 2 частях нет соответствующего жилья для людей. Имеют они вид конюшни. Стены не оштукатурены, перегородок для комнат нет. Люди помещались все вместе. При них же семьи. Электрическое освещение не проведено».

Приняв на себя пост старшего брандмейстера, П.А.Вихирев принимает все меры для улучшения положения пожарных, тем самым, стараясь поднять боеспособность команды.

Необходимо было пополнить штат работников, но в связи с затянувшейся войной сделать этого не удалось, т.к. все силы, которые могли нести пожарную службу, были брошены на фронт.

Чтобы поставить работу пожарных профессиональных команд на надлежащую высоту Коммунотделу рекомендовалось решить вопрос о возвращении на свои места граждан ранее служивших при пожарных командах и распределить их по уездно-городским пожарным командам. Если это было невозможно, то откомандировать для работ в пожарных подотделах из лагерей и тюрем на малые сроки.

Конный состав удалось подкрепить – было куплено 7 самых лучших лошадей.

Постепенно приводился в порядок противопожарный инвентарь: налаживались летние ходы, ремонтировались ручные пожарные машины.

Самым главным и необходимым предметом при ликвидации пожара являются пожарные рукава. Необходимость в них была и раньше, а теперь она резко обострилась. Приобретено было 7 выкидных рукавов по 15 саженей.

Таким образом, делалось все возможное, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию.

В результате организационно-технических мероприятий проведённых ЦПО, в городах снизилось количество пожаров по сравнению с довоенным временем: 1914 год – 42 пожара, 1915 год – 48, 1916 год – 48, 1917 год – 58, 1918 год – 86, 1919 год – 112, 1920 год – 120, 1921 год – 144, 1922 год – 42, 1923 год – 34, 1924 год – 28.

Крупные пожары того времени:

1918 год пожар на ул. Садовой в г. Ульяновске, ныне Кирова. Погибли 5 человек.

На тушении пожара отличились Сиротев Дмитрий Иванович и Мельников Семён Григорьевич. Они в 30-ти градусный мороз работали стволами в 3 дюйма. Мельников был награждён новыми ботинками, шапкой , нательным бельём.

1921 год – пожар в кинотеатре «Художественный» на ул. Гончарова.

Пожаром уничтожены дорогостоящие лепные работы стен и потолков, оборудование, мебель.

Второй и третий этажи занимает кинотеатр, а нижний  – магазин и склады книготорга, котельная.

Причина возникновения пожара неизвестная. Это могло произойти от неправильного монтажа электропроводов или от дымовой котельной или квартир.

После пожара осталась каменная коробка здания.

1922 год – пожар в усадьбе Языковых. К этому времени сам дом был разграблен, имущество похищено. А в 1922 году Аркадий Пластов стал невольным свидетелем пожара в Языковской усадьбе. По рассказам некоторых сельчан дом был сожжен управляющим совхоза из-за страха перед намечающейся проверкой.

24 мая 1933 г. – пожар в помещении бывшего Кафедрального Троицкого собора (на площади Ленина, бывшей Соборной), где на тот момент размещался городской архив. «В выходной день днем… посредством взлома окон и пола из подвального помещения злоумышленники проникли в архивохранилище АОР и подожгли его… в двух местах:…второй ярус хор и бывший главный алтарь». Противопожарные действия начались с опозданием, что дало возможность огню охватить значительные площади. Из 14 огнетушителей лишь 5 оказались исправными. В течении нескольких часов сильный пожар пожирал связки документов. Лишь в 11 часов вечера пламя удалось полностью потушить.Сохранившиеся фотографии пожара и пострадавших от огня хранилищ ярко иллюстрируют масштабы трагедии.

1935 год накануне 1 мая – пожар в пакгаузе на пристани р. Волги.

В результате 2-х недельного тушения пожара сгорели все ценности , хранившиеся в пакгаузе (мука, занимающая около половины пакгауза, резиновые покрышки для автомобилей, мануфактура, велосипеды, легкогорючие жидкости, вата, шерсть и другие материалы.

Причиной послужило короткое замыкание электропроводки

Значительно хуже обстояли дела в сельской местности.

Симбирская губерния всегда занимала одно из первых мест среди других губерний России по количеству и опустошительности пожаров. Это объясняется тем, что в основном была деревянная застройка сёл, распространённость соломы как кровельного материала, отсутствие водопровода.

Состояние пожарного дела в сельской местности находилось в плачевном состоянии вследствии:

– полного отсутствия средств на восстановление пожарных мастерских для починки пожарных машин и прочего пожарного инвентаря;

– отсутствия инструкторского аппарата на местах;

– полного отсутствия организации добровольных пожарных дружин;

– инертного отношения сельских властей к делу восстановления пожарной охраны.

Все эти обстоятельства привели пожарную охрану в селениях губернии в разрушительное состояние: процент изношенности пожарного инвентаря достиг 80%, пожарных сараев – 85%.

В 1922-23 годах сельских пожаров по губернии было 393, погорело 1642 двора, а в 1923-24 годах пожаров произошло 1065, сгорело 4313 дворов.

© 2019 Школьные и семейные туры в Ульяновске · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru