Открыть меню

РЖД

В Симбирске, в канун нового 1899 года, произошло знаменательное событие: открытие железной дороги, которая во многом изменила жизнь горожан, культуру, быт, темп жизни. В мире и в больших городах России, к тому времени, уже была создана железнодорожная сеть и сложилась практика строительства железнодорожных станций и вокзалов.

История железнодорожного движения Симбирска- Ульяновска связана со строительством Московско-Казанской железной дороги (МКжд) — одной из железных дорог, построенной на средства частного капитала – Общества Московско-Казанской ж. д. в 1864—1916 гг. Вопрос о строительстве железнодорожной ветки соединяющий Симбирск с Инзой и дающей выход на центральную сеть железных дорог страны возник в конце 60-х гг. Симбирская губерния во второй половине XIX века была сельскохозяйственной. В уездах работали суконные фабрики. Предметом вывоза из губернии были сукно, зерно, спирт, овчина, кожа и ремесленные изделия. Хлеб и сукно, поставлялись военному ведомству (по госзаказу). Все эти товары вывозились из губернии главным образом речным путем, на баржах и грузовых пароходах. Перевозки по Волге были сезонными. Соседние губернии Казань, Самара, имевшие уже железнодорожное сообщение с Москвой и Петербургом, стали обгонять Симбирск в экономическом отношении.

Губернатором Симбирска в тот период был Владимир Николаевич Акинфов. При его умелом руководстве в губернии начался экономический подъем. Главным событием стало строительство железной дороги. Идею поддержал влиятельный С.Ю. Витте, который возглавлял МПС (впоследствии министр финансов и премьер министр Российской империи). Николай II одобрил план строительства и 24 февраля 1897 года направил указ министру путей сообщения о разрешении обществу М.К.жд производить отчуждение земель в полосе строительства железной дороги от Симбирска до Инзы. Отвод земель под строительство вокзала в Симбирске был решен в марте 1897года. Руководителем стройки стал предприниматель Николай Карлович Фон Мекк (сын К.Ф.фон Мекка). В 1891 году он был назначен председателем правления М.К.жд и продолжил дело отца. За 10 лет его руководства протяженность М.К.жд увеличилась в 9 раз. Была создана новая железнодорожная сеть в Поволжье: Рязань – Казань, Рузаевка – Пенза – Сызрань – Батраки, Инза – Симбирск, Тимирязево – Нижний Новгород. После проведения изыскательных работ на трассе будущей железной дороги вдоль Сызранского, Саратовского тракта начались земляные работы. На насыпи укладывались шпалы и рельсы в направлении Вырыпаевки. Железнодорожная ветка Инза – Симбирск выходила на южный городской выгон, рядом со слободой Туть. В настоящее время – микрорайон в южной части города.

Здесь, весной 1897 года, было начато строительство станции Симбирск-1, а 4 июня состоялась закладка железнодорожного каменного вокзала с мастерскими и товарными складами. К концу 1898 года завершилось сооружение железнодорожной линии (в т.ч. подгорной ветки к пароходной пристани), вокзала и депо. Тогда же в городе возникли три товарные станции. Но из-за отсутствия железнодорожного моста через Волгу до 1916 года они долгое время оставались тупиковыми. 17 января 1899 года состоялось торжественное открытие нового вокзала.

К имеющейся железной дороге Москва – Инза была построена ж/ветка в один путь, длиной 165,5 км. от Симбирска до Инзы. Первый паровоз прибыл в Симбирск из Нижнего Новгорода по Волге, который с большим трудом подняли на волжский косогор.

После официального открытия железной дороги и вокзала (ст. Ульяновск-I) в январе 1899г. Симбирск стал считаться тупиковой железнодорожной станцией. На протяжении вновь открытой железной дороге были построены (в 1898-1899гг.) ж/д станции: Глотовка, Шарлово, Охотничья и др.

Первая железная дорога Симбирска дала многим жителям района Тути рабочие места со стабильным заработком: кочегары, смазчики, стрелочники, носильщики, грузчики и другие работники. Наиболее предприимчивые местные жители открывали пекарни, трактиры и лавки с разнообразным товаром, застроив целый квартал поблизости с вокзалом.

К началу XX века из Симбирска на Москву ходили два поезда. К ним присоединяли почтовые и товарные вагоны. Порядки на вокзале в Симбирске, как и везде на железнодорожных линиях, были строгими. Для каждого сословия и обладателя билета 1-го, 2-го и 3-го классов были свои залы ожидания. За порядком, кроме служащих, следил дежурный жандарм. По третьему удару колокола, когда поднимался семафор на выходе со станции, машинист давал гудок на отправление. Расстояние от Симбирска до Москвы по железной дороге составляло 837 верст. Билет 1-го класса в 1903 году стоил 23 рубля 45 копеек, 2-го класса –13 рублей 70 копеек, 3-го класса – 7 рублей 50 копеек.

Железнодорожным транспортом в Симбирск доставлялись из других губерний промтовары, соль, нефтепродукты (мазут, керосин), каменный уголь.

Экономический подъём второй половины XIX в. в Симбирской губернии сменился спадом. Причин отставания было много, но главные из них – отсутствие полезных ископаемых на территории края и то, что Симбирск был тупиковой железнодорожной станцией, не включённой в железнодорожную сеть России. В связи с этим, 1 ноября 1900 года на левобережье Волги от станции Часовня- пристань до Мелекесса открылся подъездный путь для товарного движения. Далее, в 1907 году, принято решение о продлении подъездного пути от Мелекесса до Бугульмы. С ноября 1908 года по ветке Часовня – Мелекесс открылось пассажирское движение. В 1914 году было закончено строительство Волго-Бугульминской железной дороги и ее соединение с Самаро-Златоустовской железной дорогой, связавшее левобережный Симбирск с Уралом и
Сибирью

Движение по ней было открыто с 15 августа 1914 года. Для соединения Волго- Бугульминской железной дороги с Симбирской веткой Московско-Казанской железной дороги нужен был мост через Волгу. Строительство его началось в 1912 году. Проект был разработан крупнейшим ученым, профессором Петербургского института инженеров путей сообщения Николаем Аполлоновичем Белелюбским. Первое (временное) пассажирское движение по мосту открылось 1 декабря 1916 года. Открытие железнодорожного моста через Волгу сделало Симбирск узлом двух железных дорог: Московско -Казанской и Волго – Бугульминской.

4 июля 1924 года постановлением ЦИК Союза СССР железнодорожная станция Симбирск 1 была переименована в станцию Ульяновск 1.

В 30-е годы XX века, в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы, ульяновское направление оказалось одним из ведущих. Началось строительство новых железных дорог. Так, небольшая товарная станция Ульяновска превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград.

В послевоенные годы на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, вместо двухосных вагонов стали использоваться четырёхосные. Для города Ульяновска, ставшего вновь областным (19.01.1943), решено было построить новое здание вокзала. Строительные работы по возведению вокзального комплекса начались в мае 1951 года. Автором проекта стал известный архитектор М.А. Готлиб. Архитектурный образ вокзала прост и выразителен. Главный корпус имеет в центре повышенный трёхъярусный объём, завершённый небольшой башней со шпилем увенчанный звездой в окружении колосьев, перевитых лентами. Главный вход в здание со стороны привокзальной площади решён в виде большой арки, по сторонам которой в полукруглых нишах установлены скульптуры рабочего и колхозницы. В декабре 1952 года строительство нового здания железнодорожного вокзала было закончено и расширена привокзальная площадь.

5 декабря 1954 года на площади был установлен памятник Владимиру Ульянову-гимназисту. Памятник (высотой 5,11 м.) из светло-розового гранита представляет собой поясную скульптуру В.И. Ульянова-гимназиста, в гимназической форме, в наброшенной на левое плечо шинели, с книгой в руках. Автором постамента памятника стал архитектор М.А. Готлиб. Главная идея памятника выражала важное событие в истории города – рождение и первые годы жизни в Симбирске В.И. Ульянова (Ленина), и одновременно объясняла его современное название – Ульяновск.

Со временем железнодорожную станцию перенесли из Тути в Киндяковку, где в 1970 г. было построено современное здание вокзала Ульяновск-I Центральный. памятника понизилось. В настоящее время старый вокзал закрыт для работы с пассажирами. На его территории организована пассажирская техническая станция, где ведется подготовка вагонов в рейс.

Социальная политика

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года социальная сфера определена как важная составляющая жизнедеятельности и обеспечения устойчивой работы Компании.

Инвестиции в социальную сферу – это не только выполнение обязательств перед работниками и ветеранами, но и инструмент повышения производственно-экономической эффективности ОАО “РЖД”.

Регулирование социально-трудовых отношений достигается через коллективный договор, который обеспечивает стабильный морально-психологический климат в трудовых коллективах Компании.

Коллективный договор ОАО “РЖД” на 2017 – 2019 годы полностью соответствует современным требованиям превращения социальных затрат в инструмент повышения эффективности деятельности Компании и будет способствовать сохранению уверенности работников в их социальной защищенности.

Дорога удерживает прочные позиции на рынке труда, сохраняя уровень заработной платы выше средней по предприятиям промышленности субъектов Российской Федерации в границах дороги.

Летний отдыхДетские оздоровительные лагеря Куйбышевской магистрали расположены в живописных, экологически чистых уголках средней полосы России.

Здравоохранение ОАО “РЖД” на Куйбышевской железной дороге представлено Региональной дирекцией медицинского обеспечения и 11 негосударственными учреждениями здравоохранения ОАО “РЖД”, включающими Дорожную клиническую больницу на ст. Самара, Дорожный центр восстановительной медицины и реабилитации, Дорожную стоматологическую поликлинику, три отделенческие больницы, две узловые больницы и три узловые поликлиники.

В границах дороги действует 160 первичных ветеранских организаций для сохранения взаимодействия которых создан Межрегиональный координационный Совет ветеранов. Ветеранские организации активно участвуют в мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи, организуют встречи с сотрудниками на базе музеев боевой и трудовой славы предприятий. Социальный пакет неработающего пенсионера на дороге составляет более 5000 руб.

Пенсионное обеспечение

Социальный пакет неработающих пенсионеров ОАО “РЖД”

  • Единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника из ОАО “РЖД” в связи с уходом на пенсию независимо от возраста, в том числе по инвалидности I и II группы.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение через НПФ “Благосостояние”.
  • Предоставление корпоративной пенсии работникам, уволенным не более чем за 2 года до наступления возраста для назначения пенсии по старости, при ее назначении.
  • Ежемесячная материальная помощь, осуществляемая через благотворительный фонд “Почет”.
  • Обеспечение бытовым топливом.
  • Оказание медицинской помощи и санаторно-курортное оздоровление в соответствии с Порядком распределения путевок в санатории и пансионаты. Изготовление и ремонт зубных протезов.
  • Предоставление бесплатного проезда в лечебно-профилактические учреждения в соответствии с Порядком выдачи транспортных требований для проезда неработающих пенсионеров ОАО “РЖД” в лечебно-профилактические учреждения.
  • Оказание материальной помощи семье в случае смерти пенсионера.
  • Предоставление права бесплатного проезда по годовому билету в пригородном сообщении и в поездах дальнего следования.
  • Согласно Правилам предоставления работникам ОАО “РЖД” корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) ими жилых помещений в собственность, пенсионеры (включая супруга и их несовершеннолетних детей), работающие и ушедшие на пенсию из ОАО “РЖД” или организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО “РЖД”, и состоявшие на 1 марта 2005 года на учете по улучшению жилищных условий, могут получить корпоративную поддержку на улучшение жилищных условий.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО)

Негосударственное пенсионное обеспечение работников ОАО “РЖД” осуществляется некоммерческой организацией Негосударственный пенсионный фонд “Благосостояние” в соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО “РЖД”. ОАО “РЖД” выступает гарантом негосударственного пенсионного обеспечения работников в части финансирования корпоративных пенсий до их назначения, а Фонд – в части выплаты назначенных корпоративных пенсий.

http://ulzapovednik.ru/publikatsii/publikatsii/116-let-zheleznoy-doroge-simbirska-ulyanovska/

Интересные факты

Слобода Туть называлась так, потому что в XVII веке, согласно указу царя Алексея Михайловича там был заложен тутовый сад. Предполагалось использовать его для разведения гусениц шелкопряда и производства натурального шёлка. Тутовый сад просуществовал недолго, погиб от морозов. Позднее, в начале XIX века, на месте сада стали отводить земельные участки инвалидам войн и солдатам, так возникла слобода, которая в память о тутовых садах стала называться Туть.
Первоначально по проекту намечалось, что железная дорога будет проходить через г. Карсун, но купцы боясь конкуренции и потериприбылей воспротивились. Так узловой станцией стала Инза, а не Карсун.
За 1909 год по линии Симбирск – Инза было провезено 6 176 тысяч пудов грузов (пуд 16 кг).
Фамилиями заслуженных и почетных местных железнодорожников названы десять новых улиц и переулков Железнодорожного района. Улицы: Кречина, работавшего начальником паровозного депо «Ульяновск», Стожарова, начальника Ульяновской дистанции пути, Ашмарина, главного инженера Ульяновского энергоучастка, а также переулок Ашмарина, 1-ый, 2-й, 3-й переулки Стожарова, 1-ый, 2-й, 3-й переулки Рогачева.

© 2019 Школьные и семейные туры в Ульяновске · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru